Перейти к основному содержанию
юграменторицентр
  1. Как родилась идея создания ресурсного центра наставничества.

Слово «наставничество» вызывает в памяти советские плакаты, на которых старый опытный рабочий с непременными седыми усами что-то втолковывает желторотому новичку. Однако институт наставничества не только не остался в прошлом, но, претерпев заметные изменения, активно внедряется многими организациями по всему миру как эффективный инструмент управления знаниями.

«Я видел дальше других, потому что стоял на плечах гигантов», – сказал Исаак Ньютон, точно выразив мысль о том, что без накопления и передачи опыта человеческая цивилизация невозможна. Во все времена родители передавали свой опыт детям, мастера – подмастерьям, учителя – ученикам.

Идея возникновения единого ресурсного центра наставничества в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра не возникла спонтанно – она явилась естественным продолжением  деятельности многих людей и общественных организаций. Стоит отметить, что на территории округа  достаточно давно существуют отдельные проекты, в рамках которых осуществляется,  в том числе, и наставническая деятельность. Одним из наиболее значимых является проект Окружных  Кирилло-Мефодиевских  образовательных  чтений, реализуемый с 2001 года и ежегодно собирающий в качестве участников более 500  человек.

Кто это? Это  добровольцы с активной  жизненной  позицией, с огромным профессиональным  и  жизненным  опытом  и  желанием  передать этот опыт  молодому  поколению. Немного забегая вперед, отметим, что многие из них в настоящее время принимают активное участие в реализации программ наставничества в рамках ЮграМенториЦентр.

Данный проект - окружной   ресурсный  центр  «ЮграМенториЦентр», это итоговая форма, позволяющая воспользоваться  накопленным опытом  и передать его молодому  поколению.

  1. Что такое Ментори?

Ментор (др.-греч. Μέντωρ) — персонаж древнегреческой мифологии, друг Одиссея и наставник его сына. В настоящее время имя Ментор стало нарицательным и употребляется в смысле наставника или руководителя юношества. 

  1. Концепция проекта.

«Идея наставничества, безусловно, очень востребована, — отметила в интервью порталу inforeactor.ru первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. — она, конечно же, была бы очень эффективна. В этом я вижу очень-очень большой плюс для связи поколений. Потому что не все есть в учебниках, не обо всем можно прочитать в Интернете. Есть те компетенции, что передаются, как говорится, словом, делом и душой»....

Основной идеей, заложенной в основание проекта, является создание  условий  взаимодействия поколений путем обмена опытом социокультурного и профессионального характера.

В ходе теоретического исследования, был произведен анализ социальной проблематики, обозначены пробелы, выработана концепция, которая и позволила определить дальнейшее содержание и механизмы реализации проекта.

Аудиторией проекта стали учащиеся старших классов и выпускники  школ, сузов, абитуриенты и студенты вузов, молодые специалисты, рабочая молодежь и преподаватели  дополнительного образования, молодые специалисты рабочих  профессий.

Проект направлен на позитивную социализацию молодежи в социокультурном и профессиональном плане. У протеже появляется возможность набраться опыта и получить ценные советы; наставник может помочь ему в развитии социальных и культурных  навыков и профессиональной компетенции, скорректировать его социальное поведение, правильно мотивировать к саморазвитию, установке и достижению реальных позитивных целей.

Для потенциальных наставников данный проект также актуален: появляется возможность  найти активных и заинтересованных  стажёров или помощников для своего дела.

  1. Направления наставничества

В рамках проекта уже функционируют следующие направления наставничества:

  • 1.Социально – педагогическая  сфера
  • 2. Лингвистика
  • 3.Информационная  сфера
  • 4.Журналистика
  • 5.Творческая  сфера
  • 6. Дизайнерская
  • 7.Психологическая (психология  общения)
  • 8.Техническая
  • 9.Экономическая  сфера
  • 10.Туристско – краеведческая
  • 11.Садово – огородническая
  • 12. Строительные  работы
  • 13. Домострой 

Проект предусматривает взаимодействие и совместную работу менторов и обучаемых в следующих форматах:

-Групповые консультации, семинары, диспуты, "мозговые штурмы". - работа одного наставника с большим количеством представителей целевой аудитории в рамках очной встречи.

-Вебинары - работа одного наставника с большим количеством представителей целевой аудитории в рамках трансляции через сеть Интернет.

-Блоггинг - ведение интернет-журнала, с помощью которого наставники могут делиться опытом и знаниями с широким кругом представителей целевой аудитории.

-Индивидуальное наставничество - форма работы с представителем целевой аудитории, при которой к каждому протеже прикреплен конкретный наставник.

-Проблемные диалоги.

-Тренинги  развития  личности.

- Личное поле (личные темы и иллюстрации, живой формат, люди с разным жизненными  интересами.

-Тренинги конкретных навыков. Деловое поле (деловые темы и иллюстрации деловой формат)

  1. Перспективы развития

Деятельность проекта имеет долгосрочные перспективы и нацелена на постоянный рост, как количества менторов, так и вовлеченной аудитории. Со временем планируется и увеличение количества направлений наставничества.